Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.
Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей Происходящее в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности, стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности подрастающего поколения, и выдвигают в число приоритетных задач современной школы развитие одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого учащегося. В России накоплен значительный опыт работы с одаренными детьми, обогащенный в последние годы инновационной практикой. В субъектах Российской Федерации осуществляются попытки создания регионального образовательного пространства, объединяющего учреждения образования, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств, работающие с одаренными и талантливыми детьми. Создаются ресурсные центры сопровождения развития одаренных детей, накоплен уникальный опыт их научно-исследовательской и творческой деятельности. Не только в городской местности, но и в условиях села есть возможности для сопровождения способных и одаренных детей, для этого используются образовательные ресурсы социума и Интернет, сетевое взаимодействие образовательных учреждений на муниципальном уровне. С учетом зарубежной практики специализированной подготовки одаренных обучающихся начиная со школьного возраста (США, Израиль, Сингапур, Тайвань, Корея) на основе технологий развития интеллекта и креативности в различных образовательных учреждениях, в России наилучшие возможности работы с одаренными детьми в настоящее время созданы в специализированных образовательных учреждениях (лицеи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.), которые имеют большие возможности обеспечения продуктивного личностного и познавательного развития, чем общеобразовательная школа. Задачи, поставленные перед системой образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010г., предполагают развитие одаренности на основе непрерывной образовательной траектории для обучающихся в системе образовательных учреждений различных типов и видов, а также научно-исследовательских учреждений, организаций культуры. Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают, в том числе, реализацию дополнительных образовательных программ. При этом возможна реализация программ как непосредственно в общеобразовательном учреждении, так и на базе учреждений дополнительного образования детей. В целях обеспечения качества освоения образовательных программ дополнительного образования обязательным условием является должное кадровое обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, в том числе и за счет привлечения высокопрофессиональных работников учреждений дополнительного образования. Системообразующими центрами обучения одаренных детей, из которых впоследствии сформируется научно-техническая элита России, призваны стать президентские лицеи. Такое видение президентских лицеев кореллирует с миссией федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Поэтому предполагается создание президентских лицеев при федеральных и (или) национальных исследовательских университетах. Это обеспечит более масштабную и раннюю (начиная с 9 класса средней школы) возможность заниматься наукой, доступность качественного профессионального образования, а значит, создаст дополнительные предпосылки для привлечения в регионы талантливых и энергичных молодых людей, социально-экономического развития территорий и повышения эффективности деятельности федеральных (национальных исследовательских) университетов. Наряду с президентскими лицеями будет продолжено развитие школ и специализированных общеобразовательных центров различной направленности (технической, экологической, художественной и т.д.) для одаренных детей и молодежи, использующих научный и образовательный потенциал университетов и иных учреждений профессионального образования. Одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности в общеобразовательных учреждениях является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой школьники постигают основы научных исследований - от постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа до системных обобщений и выводов. Учебно-исследовательская деятельность способствует: - развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях; - развитию интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ; - созданию предпосылок для развития научного образа мышления; - освоению творческого подхода к любому виду деятельности; - формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками; - становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами; - обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации; - формированию развивающей образовательной среды для ребенка; - профессиональному самоопределению детей; - получению предпрофессиональной подготовки; - формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности. Основные формы: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, школы, научные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН). Достаточно успешно задачи развития одаренности решаются в формате очно-заочного дополнительного образования детей, организуемого на базе областных, краевых, республиканских и федеральных учреждений дополнительного образования детей (Челябинский областной центр юных натуралистов, Федеральная заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) при МФТИ и др.), а также высших учебных заведений (Ярославский государственный университет – областная физико-математическая школа и многие другие). Тесное взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями высшего профессионального образования, непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе объективно ведет к повышению качества образования для каждого ребенка и предоставляет возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей. На муниципальном уровне - интеграция образовательных учреждений различных типов сложилась, например, в наукоградах (г. Обнинск Калужской обл., г. Саров Нижегородской обл., г.Рыбинск Ярославской обл. и др.). На региональном уровне - в субъектах Российской Федерации сложилась межведомственная система организации исследовательской деятельности учащихся, которая предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, вузов, научных учреждений, общественных организаций, благотворительных организаций. Получили развитие каникулярные школы, сборы, экспедиции (например, в Кабардино-Балкарской Республике Министерство образования и науки КБР, Министерством социальной защиты КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Фонд социального страхования КБР, Республиканский Дворец Творчества детей и юношества КБР проводят республиканскую летнюю научно-оздоровительную школу НОУ «Сигма»; в Москве в рамках программы «Я и Земля» школой № 1333 и Домом научно-технического творчества молодежи г. Москвы проводится межрегиональная учебно-исследовательская экспедиция «Кенозеро» и др.). Государственное учреждение Ярославской области «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании» в целях социальной адаптации одаренных детей создало в сети Интернет раздел, представляющий собой виртуальное жизненное дерево, помогающее школьнику определиться в своем дальнейшем пути, - online-ресурс «Социальный навигатор». Целью его является создание условий для совершенствования навыков поведения в современном обществе с помощью средств телекоммуникаций. Созданы банки педагогической, социологической, психологической, учебной информации, специализированные программные комплексы для реализации интерактивных возможностей, строятся личностно-ориентированные маршруты, проигрываются виртуальные ситуации, в которых ребенок может попробовать различные стратегии поведения, и, оценив себя, выбрать оптимальную. На межрегиональном уровне - межрегиональная модель организации учебно-исследовательской и иной деятельности обучающихся, как показывает практика последних лет, может осуществляться на базе образовательных учреждений различных типов и видов. Причем, инициаторами подобных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности выступают не только федеральные, республиканские, краевые и областные учреждения, но и муниципальные - школа № 1553 г.Москвы, Центр научно-технического и эстетического образования г.Обнинска Калужской обл., Челябинский городской дворец творчества юных. С 14 вузами работает Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Более 50 вузов Москвы сотрудничают с Московским Дворцом творчества детей. Учреждения дополнительного образования детей работают при МФТИ, МИФИ, МГТУ имени Баумана. Известен опыт делового сотрудничества вузов и учреждений дополнительного образования городов Петрозаводска, Челябинска, Новосибирска, Томска, Новгорода, Оренбурга и многих других. На федеральном уровне - в образовательном пространстве России можно выделить ряд программ и проектов, получающих государственную поддержку, пользующихся широкой известностью в педагогической и научной среде: Международные олимпиады по общеобразовательным предметам и всероссийская олимпиада школьников; Всероссийские студенческие олимпиады; Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна»; Международные и всероссийские конкурсные мероприятия для детей и молодежи в сфере социально-значимой деятельности; Всероссийские конкурсы научно-технического творчества; Всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся; Всероссийские фестивали детского художественного творчества; Всероссийские мероприятия по развитию детского любительского спорта («Президентские соревнования» и др.); Международная научно-техническая конференция школьников «Старт в науку», организуемая Федеральной заочной физико-технической школой при Московском физико-техническом институте (государственном университете); Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников по наукам о Земле им. В.И Вернадского, организуемый школой № 1333 «Донская гимназия» г.Москвы, Московским городским дворцом детского (юношеского) творчества; Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», осуществляемая Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана и Научно-технической ассоциацией «Актуальные проблемы фундаментальных наук» и другие мероприятия. Одним из приоритетов работы на федеральном уровне является проведение исследований проблем самореализации одарённых детей, разработка технологий, позволяющих государству и обществу использовать их творческие возможности, уникальные результаты их деятельности в экономике, социальной и культурной жизни. Ведущими учреждениями в работе по указанным направлениям являются координационные центры по работе с одаренными детьми в федеральных округах Российской Федерации, на которые соответствующие функции возложены приказом Минобразования России от 2 декабря 2003 г. № 4439. Функции Всероссийского научно-методического учреждения по работе с одаренными детьми возложены на федеральное государственное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», успешно взаимодействующее на условиях социального партнерства с центрами в федеральных округах. Основная задача центров - координация усилий различных образовательных учреждений по созданию условий обучения и воспитания одаренных в разных областях знаний, искусства, культуры и спорта детей. Важным направлением деятельности центров является мониторинг работы с одаренными детьми внутри своего федерального округа, данные которого позволяют формировать и обновлять банки данных: * образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми; * инновационных методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме развития детской одаренности; * банк данных об одаренных детях. На базе центров проводится, в том числе, и повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми. Центры непосредственно работают с определенной категорией одаренных детей, готовят детей для участия в предметных олимпиадах, конкурсах по учебно-исследовательской деятельности, конкурсах художественной направленности, спортивных соревнованиях и т.д. Важнейшие задачи Всероссийского научно-методического центра по работе с одаренными детьми: * усиление внимания к исследованиям и практике подготовки кадров к работе с одаренными детьми, активизация государственных учреждений в решении этой задачи; * проведение региональных конференций как средства привлечения внимания к проблеме одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее дальнейших исследований. Всероссийским научно-методическим центром разработаны и уже прошли апробацию в субъектах Российской Федерации примерные формы карты управленческого мониторинга (Приложение № 1) и паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми (Приложение № 2), которые могут применяться и для аналогичных мониторингов в субъектах Российской Федерации. Согласно материалам мониторинга за 2009-2010 годы, работа по кадровому обеспечению и, в том числе, повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми не в полной мере отвечает обозначенным выше требованиям и затрудняет решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010г. Целесообразно шире применять новые, в том числе, дистанционные формы повышения квалификации (особенно повышение квалификации и переподготовки по узкоспециализированным модулям), привлекая лучших преподавателей профильных вузов и ведущих сотрудников научно-исследовательских учреждений. Существующая система оплаты труда педагогов в учреждениях дополнительного образования, сложившаяся в предшествующие десятилетия, не учитывает существенных особенностей деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. В соответствии с квалификационными характеристиками, педагог в системе дополнительного образования, являясь высококлассным профессионалом (техником, спортсменом, экологом, художником и т.д.), обязан отвечать и требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической составляющей профессионального педагога, а также регулярно подтверждать уровень профессионального мастерства высокими результатами его воспитанников в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, в которых они участвуют. Для повышения эффективности деятельности педагогов учреждений дополнительного образования представляется актуальным их учредителям (прежде всего, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования) проработать вопрос о повышении и дифференциации оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей с учетом современных условий перехода на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях. Другая острая проблема – недостаточный уровень современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, особенно, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей технической направленности. В целях комплексного решения данных проблем региональное образовательное пространство необходимо рассматривать как образовательную среду, представляющую собой систему сетевого взаимодействия взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей. Такая среда должна способствовать полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для развития одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях, сферах жизнедеятельности и экономики региона. Можно выделить следующие приоритетные направления деятельности по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных обучающихся в субъектах Российской Федерации: - систематическая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для целенаправленной работы с детьми, склонными к творчеству, поисковой, исследовательской деятельности; - совершенствование содержания образования на принципах вариативности, создание учебно-методических комплектов для работы детских исследовательских объединений; - развитие очно-заочных форм дополнительного образования детей, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности ребенка на базе государственных (федеральных, областных, краевых, республиканских) учреждений дополнительного образования детей при активном участии ведущих вузов страны; - разработка эффективных тематических и междисциплинарных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; - совершенствование нормативной правовой базы, в том числе по вопросам внеконкурсного поступления в вузы победителей и призеров федеральных и региональных конкурсов, соревнований, творческих олимпиад, научно-исследовательских конференций и других мероприятий, проводимых в рамках системы дополнительного образования детей; - организация широкого информирования субъектов данной деятельности по различным информационным каналам; - развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и вузов, заключение соглашений (органы управления образованием, образовательные учреждения – школы, учреждения дополнительного образования детей – вузы, научно-исследовательские учреждения, учреждения культуры) о сотрудничестве в работе с одаренными детьми; - совместное проведение курсов повышения квалификации специалистов и педагогических работников образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, научно-педагогических конференций по воспитанию и обучению одаренных детей, - поддержка олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований по всем направлениям деятельности общенациональной системы поиска и содействия развитию одаренных детей и молодежи. Приложение № 1. Карта управленческого мониторинга. 1. Название региональной программы (подпрограммы), отражающей специфику работы с одаренными детьми. 2. Является самостоятельной или частью другой программы (подпрограммы). 3. На каком уровне и каким документом программа (подпрограмма) утверждена. 4. Сроки реализации программы (подпрограммы). 5. Какое учреждение является исполнителем, соисполнителем программы (подпрограммы). 6. Ф.И.О. (полностью) координатора, реквизиты связи. 7. Наличие в субъектах федерации специализированных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми (по паспорту). 8. Основные направления образовательной деятельности, которые поддерживает программа (подпрограмма). 9. Основные формы работы с одаренными детьми. 10. Научно-теоретические основы (на какие теоретические положения опирается, есть ли ученые в субъекте, работающие над проблемой). 11. Уровень информационной обеспеченности (сайт, СМИ и др.). 12. Наличие библиотек, нормативно-правовых и методических документов. 13. Наличие регионального банка данных одаренных детей, программ, научных трудов и др. 14. Формы повышения квалификации педагогов. Приложение № 2. Паспорт учреждения, работающего с одаренными детьми. 1. Статус и название учреждения. 2. Ф.И.О. (полностью) координатора, реквизиты для связи 3. Направленность учреждения (по видам одаренности). 4. Наличие образовательных программ работы с одаренными детьми (название, автор). 5. Основные формы работы с одаренными детьми. 6. Перечень основных мероприятий, реализуемых в учреждении (школьные (внешкольные), муниципальные, региональные, федеральные, международные). 7. Уровень информационной обеспеченности (сайт, СМИ и др.) 8. Наличие библиотек, нормативно-правовых и методических документов. 9. Оснащенность материально-техническим оборудованием. 10. Достижения детей за последние 5 лет. 11. Формы повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.