Суббота, 27.04.2024, 03:32

Официальный сайт отдела Юго-Западного образовательного округа

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
ОМО [34]
Всё, что касается работы ОМО
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Баннер
 
Главная » 2011 » Январь » 11 » Для использования в работе
16:29
Для использования в работе
Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.



     Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей
     Происходящее в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности, стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей  интеллект и способности подрастающего поколения, и выдвигают в число приоритетных задач современной школы развитие одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого учащегося.
     В России накоплен значительный опыт работы с одаренными детьми, обогащенный в последние годы инновационной практикой. В субъектах Российской Федерации осуществляются попытки создания регионального образовательного пространства, объединяющего учреждения образования, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств, работающие с одаренными и талантливыми детьми. Создаются ресурсные центры сопровождения развития одаренных детей, накоплен уникальный опыт их научно-исследовательской и творческой деятельности. Не только в городской местности, но и в условиях села есть возможности для сопровождения способных и одаренных детей, для этого используются образовательные ресурсы социума и Интернет, сетевое взаимодействие образовательных учреждений на муниципальном уровне.
    С учетом зарубежной практики специализированной подготовки одаренных обучающихся начиная со школьного возраста (США, Израиль, Сингапур, Тайвань, Корея) на основе технологий развития интеллекта и креативности в различных образовательных учреждениях, в России наилучшие возможности работы с одаренными детьми в настоящее время созданы в специализированных образовательных учреждениях (лицеи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.), которые имеют большие возможности обеспечения продуктивного личностного и познавательного развития, чем общеобразовательная школа.
    Задачи, поставленные перед системой образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке,  технологиям и образованию 22 апреля 2010г., предполагают развитие одаренности на основе непрерывной образовательной траектории для обучающихся в системе образовательных учреждений различных типов и видов, а также научно-исследовательских учреждений, организаций культуры.
    Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают, в том числе, реализацию дополнительных образовательных программ. При этом возможна реализация программ как непосредственно в  общеобразовательном учреждении, так и на базе учреждений дополнительного образования детей. В целях обеспечения качества освоения образовательных программ дополнительного образования обязательным условием является должное кадровое обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, в том числе и  за счет привлечения высокопрофессиональных работников учреждений дополнительного образования.
    Системообразующими центрами обучения одаренных детей, из которых впоследствии сформируется научно-техническая элита России, призваны стать президентские лицеи. Такое видение президентских лицеев кореллирует с миссией федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Поэтому предполагается создание президентских лицеев при федеральных и (или) национальных исследовательских университетах. Это обеспечит более масштабную и раннюю (начиная с 9 класса средней школы) возможность заниматься наукой, доступность качественного профессионального образования, а значит, создаст дополнительные предпосылки для привлечения в регионы талантливых и энергичных молодых людей, социально-экономического развития территорий и повышения эффективности деятельности федеральных (национальных исследовательских) университетов. Наряду с президентскими лицеями  будет продолжено развитие школ и специализированных общеобразовательных центров различной направленности (технической, экологической, художественной и т.д.)  для одаренных детей и молодежи, использующих научный и образовательный потенциал университетов и иных учреждений профессионального образования.
        Одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности в общеобразовательных учреждениях является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой   школьники постигают основы научных исследований - от   постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа  до системных обобщений и выводов.
       Учебно-исследовательская деятельность способствует:
     - развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
     - развитию интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
     - созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
     - освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
     - формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
     - становлению сферы содержательного предметного   общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
     - обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
     - формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
     - профессиональному самоопределению детей;
     - получению предпрофессиональной подготовки;
     - формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
           Основные формы: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, школы, научные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН).
     Достаточно успешно задачи развития одаренности решаются в формате  очно-заочного дополнительного образования детей, организуемого на базе областных, краевых, республиканских и федеральных учреждений дополнительного образования детей (Челябинский областной центр юных натуралистов, Федеральная заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) при МФТИ и др.), а также высших учебных заведений (Ярославский государственный университет – областная физико-математическая школа и  многие другие).
     Тесное взаимодействие   общеобразовательных учреждений  с учреждениями высшего профессионального образования, непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе  объективно ведет к повышению качества образования для каждого ребенка и предоставляет возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей.   
     На муниципальном уровне - интеграция образовательных учреждений различных типов сложилась, например, в наукоградах  (г. Обнинск Калужской обл., г. Саров Нижегородской обл., г.Рыбинск Ярославской обл. и др.).
     На региональном уровне - в субъектах Российской Федерации сложилась межведомственная  система организации исследовательской деятельности учащихся, которая предусматривает   взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих   управление в сфере образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, вузов, научных учреждений, общественных организаций, благотворительных организаций.   Получили развитие каникулярные школы, сборы, экспедиции (например, в Кабардино-Балкарской Республике Министерство образования и науки КБР, Министерством социальной защиты КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Фонд социального страхования КБР, Республиканский Дворец Творчества детей и юношества КБР проводят республиканскую летнюю научно-оздоровительную школу НОУ «Сигма»; в Москве в рамках программы «Я и Земля» школой № 1333 и Домом научно-технического творчества молодежи г. Москвы проводится межрегиональная учебно-исследовательская экспедиция «Кенозеро» и др.).
     Государственное  учреждение Ярославской области «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании» в целях социальной адаптации одаренных детей создало  в сети Интернет  раздел, представляющий собой виртуальное жизненное дерево, помогающее школьнику определиться в своем дальнейшем пути, - online-ресурс «Социальный навигатор». Целью его является создание условий для совершенствования навыков поведения в современном обществе с помощью средств телекоммуникаций. Созданы банки педагогической, социологической, психологической, учебной  информации, специализированные программные комплексы для реализации интерактивных возможностей, строятся личностно-ориентированные маршруты, проигрываются виртуальные ситуации, в которых ребенок может попробовать различные стратегии поведения, и, оценив себя, выбрать оптимальную.
     На межрегиональном уровне -    межрегиональная модель организации учебно-исследовательской и иной деятельности обучающихся, как показывает практика последних лет, может осуществляться на базе образовательных учреждений различных типов и видов. Причем, инициаторами подобных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности выступают не только федеральные, республиканские, краевые и областные учреждения, но и муниципальные  - школа № 1553 г.Москвы, Центр научно-технического и эстетического образования г.Обнинска Калужской обл., Челябинский городской дворец творчества юных. С 14 вузами  работает Санкт-Петербургский городской  Дворец творчества юных. Более 50 вузов Москвы сотрудничают с Московским Дворцом творчества детей. Учреждения дополнительного образования детей работают при МФТИ, МИФИ, МГТУ имени Баумана. Известен опыт делового сотрудничества вузов и учреждений дополнительного образования  городов Петрозаводска, Челябинска, Новосибирска, Томска, Новгорода, Оренбурга и многих других.
     На федеральном уровне - в образовательном пространстве России можно выделить ряд программ и проектов, получающих государственную поддержку, пользующихся   широкой известностью в педагогической и научной среде:
     Международные олимпиады по общеобразовательным предметам и всероссийская олимпиада школьников;
     Всероссийские студенческие олимпиады;
     Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна»;
     Международные и всероссийские конкурсные мероприятия для детей и молодежи в сфере социально-значимой деятельности;
     Всероссийские конкурсы научно-технического творчества;
     Всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся;
     Всероссийские фестивали детского художественного творчества;
     Всероссийские мероприятия по развитию детского любительского спорта («Президентские соревнования» и др.);
     Международная научно-техническая конференция школьников «Старт в науку», организуемая Федеральной заочной физико-технической школой при Московском физико-техническом институте (государственном университете);
     Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников по наукам о Земле им. В.И Вернадского, организуемый школой № 1333 «Донская гимназия» г.Москвы, Московским городским дворцом детского (юношеского) творчества;
     Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», осуществляемая Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана и Научно-технической ассоциацией «Актуальные проблемы фундаментальных наук» и другие мероприятия.
     Одним из приоритетов работы на федеральном уровне является проведение исследований проблем самореализации одарённых детей, разработка технологий, позволяющих государству и обществу использовать их творческие возможности, уникальные результаты их деятельности в экономике,  социальной и культурной жизни.
     Ведущими учреждениями в работе по указанным направлениям являются координационные центры  по работе с одаренными детьми в федеральных округах Российской Федерации,  на которые соответствующие функции возложены приказом Минобразования России от 2 декабря 2003 г. № 4439. Функции Всероссийского научно-методического учреждения по работе с одаренными детьми возложены на федеральное государственное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», успешно взаимодействующее на условиях социального партнерства с центрами в федеральных округах.
     Основная задача центров - координация усилий различных образовательных учреждений по созданию условий обучения и воспитания одаренных в разных областях знаний, искусства, культуры и спорта детей. Важным направлением деятельности центров является  мониторинг работы с одаренными детьми внутри своего федерального округа, данные которого позволяют формировать и обновлять  банки данных:
     * образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми;
     * инновационных методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме развития детской одаренности;
     * банк данных об одаренных детях.
     На базе центров проводится, в том числе, и  повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
     Центры непосредственно работают с определенной категорией одаренных детей, готовят детей для участия в предметных олимпиадах,  конкурсах по учебно-исследовательской деятельности, конкурсах художественной направленности, спортивных соревнованиях и т.д.
     Важнейшие задачи Всероссийского научно-методического центра по работе с одаренными детьми:
     * усиление внимания к исследованиям и практике подготовки кадров к работе с одаренными детьми, активизация государственных учреждений в решении этой задачи;
     * проведение региональных конференций как средства привлечения внимания к проблеме одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее дальнейших исследований.
     Всероссийским научно-методическим центром разработаны и уже прошли апробацию в субъектах Российской Федерации примерные формы карты управленческого мониторинга (Приложение № 1) и паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми (Приложение № 2), которые могут применяться и для аналогичных мониторингов в субъектах Российской Федерации.
     Согласно материалам мониторинга за 2009-2010 годы, работа по кадровому обеспечению и, в том числе, повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми не в полной мере отвечает обозначенным выше требованиям и затрудняет решение задач, поставленных Президентом  Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке,  технологиям и образованию 22 апреля 2010г. Целесообразно шире применять новые, в том числе, дистанционные формы повышения квалификации (особенно повышение квалификации и переподготовки по  узкоспециализированным модулям), привлекая лучших преподавателей профильных вузов и ведущих сотрудников научно-исследовательских учреждений.
     Существующая система оплаты труда педагогов в учреждениях дополнительного образования, сложившаяся в предшествующие десятилетия,  не учитывает существенных особенностей деятельности педагогических работников учреждений  дополнительного образования детей. В соответствии с квалификационными характеристиками, педагог в системе дополнительного образования, являясь высококлассным профессионалом (техником, спортсменом, экологом, художником и т.д.), обязан отвечать и требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической составляющей профессионального педагога, а также регулярно подтверждать уровень профессионального мастерства  высокими  результатами его воспитанников в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, в которых они участвуют.
     Для повышения эффективности деятельности педагогов учреждений дополнительного образования представляется актуальным их учредителям (прежде всего, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования) проработать вопрос о повышении и дифференциации оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей с учетом современных условий перехода на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях.
     Другая острая проблема – недостаточный уровень современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, особенно, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей технической направленности.
     В целях комплексного решения данных проблем региональное образовательное пространство необходимо рассматривать как образовательную среду, представляющую собой систему сетевого взаимодействия взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей. Такая среда должна способствовать  полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для развития одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях, сферах жизнедеятельности и экономики региона.
     Можно выделить следующие приоритетные направления деятельности по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных обучающихся в субъектах Российской Федерации:
     -  систематическая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для целенаправленной работы с детьми, склонными к творчеству, поисковой, исследовательской деятельности;
     - совершенствование содержания образования на принципах вариативности, создание учебно-методических комплектов для работы детских исследовательских объединений;
     - развитие очно-заочных форм дополнительного образования детей, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности ребенка  на базе государственных (федеральных, областных, краевых, республиканских) учреждений дополнительного образования детей при активном участии ведущих вузов страны;
     - разработка эффективных тематических и междисциплинарных  межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
     - совершенствование нормативной правовой базы, в том числе по вопросам внеконкурсного поступления в вузы победителей и призеров федеральных и региональных конкурсов, соревнований, творческих олимпиад,  научно-исследовательских конференций и других  мероприятий, проводимых в рамках системы дополнительного образования детей;
     - организация широкого информирования субъектов данной деятельности по различным информационным каналам;
     - развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и вузов, заключение   соглашений (органы управления образованием, образовательные учреждения – школы, учреждения дополнительного образования детей – вузы, научно-исследовательские учреждения, учреждения культуры)  о сотрудничестве в работе с одаренными детьми;
     -  совместное проведение  курсов повышения квалификации специалистов и педагогических  работников образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми,   научно-педагогических конференций по воспитанию и обучению одаренных детей,
     -   поддержка олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований по всем направлениям деятельности общенациональной системы поиска и содействия развитию одаренных детей и молодежи.
     Приложение № 1.
     Карта управленческого мониторинга.
     1. Название региональной программы (подпрограммы), отражающей специфику работы с одаренными детьми.
     2. Является самостоятельной или частью другой программы (подпрограммы).
     3. На каком уровне и каким документом программа (подпрограмма) утверждена.
     4. Сроки реализации программы (подпрограммы).
     5. Какое учреждение является исполнителем, соисполнителем программы (подпрограммы).
     6. Ф.И.О. (полностью) координатора, реквизиты связи.
     7. Наличие в субъектах федерации специализированных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми (по паспорту).
     8. Основные направления образовательной деятельности, которые поддерживает программа (подпрограмма).
     9. Основные формы работы с одаренными детьми.
     10.  Научно-теоретические основы (на какие теоретические положения опирается, есть ли ученые в субъекте, работающие над проблемой).
     11.  Уровень информационной обеспеченности (сайт, СМИ и др.).
     12.  Наличие библиотек, нормативно-правовых и методических документов.
     13. Наличие регионального банка данных одаренных детей, программ, научных трудов и др.
     14. Формы повышения квалификации педагогов.
         
Приложение № 2.

     Паспорт учреждения, работающего с одаренными детьми.
     1. Статус и название учреждения.
     2. Ф.И.О. (полностью) координатора, реквизиты для связи
     3. Направленность учреждения (по видам одаренности).
     4. Наличие образовательных программ работы с одаренными детьми (название, автор).
     5. Основные формы работы с одаренными детьми.
     6. Перечень основных мероприятий, реализуемых в учреждении (школьные (внешкольные), муниципальные, региональные, федеральные, международные).
     7. Уровень информационной обеспеченности (сайт, СМИ и др.)
     8. Наличие библиотек, нормативно-правовых и методических документов.
     9. Оснащенность материально-техническим оборудованием.
     10.  Достижения детей за последние 5 лет.
     11.  Формы повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
    
    


Просмотров: 1075 | Добавил: Basta0 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Вверх
Используются технологии uCoz