Учитель должен сознательно идти в ногу
с современностью, проникаться и вдохновляться
пробудившимися в ней переменами. А. Дистервег
Важным средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему образовательной деятельности школы, является методическая работа. Её роль значительно возрастает в современных условиях. Требования к педагогу повышаются. Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации и, что немаловажно, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов как условия успешной реализации ФГОС второго поколения и в рамках соблюдения принципа преемственности между уровнями образования в период с 25 по 29 января проведена методическая неделя в МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска по теме: «Обеспечение принципа преемственности в условиях реализации ФГОС общего образования. Требования к современному уроку». Методическая неделя в первой школе стала уже традиционной, проходит ежегодно, к участию приглашаются педагоги всех образовательных организаций района.
Неделя посвящена важнейшей задаче современной системы образования – осуществлению системно-деятельностного подхода на уроке и внеурочной деятельности как основы формирования универсальных учебных действий.
Формы демонстрации профессиональных достижений были выбраны самими учителями в виде открытых уроков, занятий внеурочной деятельности по направлениям развития личности, мастер-классов, тренингов, творческих отчётов, читательской конференции, выставки и др.
Каждый день недели имеет своё название: День педагога-наставника, День молодого педагога, День дополнительного образования и внеурочной деятельности, День администрации.
В рамках недели было проведено 28 мероприятий, из них 17 открытых уроков, 4 мастер-класса, 1 внеурочное занятие, 2 выстави достижений учащихся, спектакль, тестирование, тренинг, педсовет. Охват – 335 человекозанятий. Присутствовали как учителя своей школы, так и из школ района (№2, №4, лицей и др.). На 1 занятие – 12-15 человек. Ответственным испытанием открытые уроки стали для молодых педагогов (на которых мне и посчастливилось побывать), пришедших в школу совсем недавно, но имеющих большое желание работать и совершенствовать своё педагогическое мастерство.
Хочется с удовлетворением отметить, что в жизни школы происходят большие перемены - она становится более современной. Все представленные учебные занятия и молодых педагогов, и, конечно же, опытных – настоящих мастеров своего дела, имели большое познавательное и практическое значение, у каждого педагога можно было чему-то поучиться. Почти на всех уроках присутствовало компьютерное сопровождение, была организована работа в группах, парах, учителя старались строить работу с учащимися в соответствии с требованиями ФГОС, предоставляя детям самостоятельность в постановке и реализации учебных задач. И надо заметить, это у них получалось хорошо. Конечно, для более продуктивной работы, хотелось бы, чтобы в школу поступало большее количество учебного оборудования и материала. Но несмотря ни на что учителя смогли раскрыть свой внутренний потенциал, используя разнообразный методический арсенал.
Учителя-предметники (и данной школы, и других школ) активно включились в анализ посещенных уроков. После каждого урока шло активное обсуждение, были указаны «плюсы» и «минусы», высказаны предложения и пожелания. Присутствующие отметили, что во время представления своих наработок учителя школы показали высокую профессиональную компетентность, наличие системы работы по реализации деятельностного подхода и формированию компетенций обучающихся. В ходе обсуждения учителям был предложен ряд рекомендаций (в тактичной, индивидуальной форме с тем, чтобы педагоги не боялись давать открытые занятия) – больше работать на уроке над развитием устной речи учащихся, чётче отрабатывать новые понятия, проявлять творческий подход при подборе заданий там, где это уместно и т.д.
В целом, анализ методической недели показывает высокий профессионализм учителей школы, которые находятся в постоянном поиске новых подходов в обучении и воспитании.
Завершающим аккордом Недели стал открытый педсовет на тему: «Обеспечение принципа преемственности в условиях реализации ФГОС общего образования. Требования к современному уроку».
Несомненно, проведение методической недели способствует самообразованию педагогов, обмену накопленным опытом, дает положительный импульс жизни школы, способствует поступательному движению вперед каждого учителя. Этот опыт нужно продолжать. У каждого учителя есть свой, особенный приём успешного обучения, который может стать достоянием многих.
Всё, что ни делается в рамках повышения профессиональной компетентности педагогов, направлено в конечном итоге на повышение качества образования наших детей.
А.М. Туева, зав. ИМЦ
|